Илья Воронцов: "Кризис позволил потребителю по-другому взглянуть на российскую продукцию"

11 Января 2016


Руководитель направления развития керамического гранита завода «Самарский Стройфарфор» об основных трендах рынка и планах предприятия на 2016 год.


Обвал рубля открыл новые возможности российские производителям строительных материалов для продвижения своей продукции на местном рынке.


В том числе шанс заявить о себе и побороться за отечественного потребителя получил завод «Самарский Стройфарфор», одним из направлений деятельности которого является выпуск керамического гранита. 


Насколько конкурентоспособна отечественная продукция по сравнению с европейскими аналогами? Каких результатов удалось достичь в 2015 году? Каковы планы на ближайшую перспективу? На эти и другие вопросы «СО» ответил руководитель направления развития керамического гранита завода «Самарский Стройфарфор» Илья Воронцов.


- Как изменился ассортимент продукции, выпускаемой заводом «Самарский Стройфарфор»? Какие виды керамического гранита производятся сейчас?

- Когда в 2004 году завод «Самарский Стройфарфор» начинал работу, ориентация была на производство керамогранитного материала под строительный сегмент. Это моноколоры и простейшие засыпки, которые используются при первичной застройке. Тогда Россия намного отставала по технологиям. В 2008 году на заводе произошло значительное увеличение мощностей. Уже в 2010 году загрузка предприятия составила 100%. Поскольку по меркам рынка керамогранитной продукции наши мощности не являются большими, основная задача заключалась в диверсификации бизнеса. В первую очередь это было сделано в ТМ GRASARO. У нас появилась линейка GRASARO Trend для частного потребления. Следующим шагом стало введение новой торговой марки - аналога присутствующей на российском рынке итальянской и испанской продукции в среднем ценовом сегменте.


- В 2012 году завод стал выпускать новый продукт под ТМ KERRANOVA. Чем он принципиально отличается? Какие технологии используются при его изготовлении?

- Идея ТМ KERRANOVA заключалась именно в производстве дорогого керамического гранита в имитации камня и дерева с использованием современной итальянской технологии. Сейчас все линии на заводе оборудованы машинами цифровой печати для нанесения рисунка специальными керамическими чернилами. Используемые цифровые принтеры позволяют создавать очень точный оттиск с камней в одном артикуле в несколько лиц (т.е. рисунок повторяется, например, на каждой восьмой плите). Кроме этого есть технология обработки поверхности - создание глянцевого эффекта, sugar (сахар), лощение (эффект состаренного камня).


- Каких результатов удалось достичь по ТМ KERRANOVA за 2015 год?

- Доля ТМ KERRANOVA за год выросла в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом.


- В последние годы в связи с обострением внешнеполитических отношений Россия взяла курс на импортозамещение. Насколько конкурентоспособна российская продукция? Как кризис повлиял на востребованность отечественного керамического гранита у строителей?

- Если пять лет назад Россия в принципе была не готова к замещению импортного керамического материала, то сейчас практически все отечественные заводы вышли на высокий уровень и на полные мощности загрузили свое оборудование. Кризис позволил потребителю по-другому взглянуть на российскую продукцию. Если раньше архитекторы и дизайнеры закладывали в проект керамический гранит из Италии, то сейчас активно присматриваются к нашим брендам. В итоге за 2015 год, по нашим оценкам, доля импорта сократилась в два раза.


- Кто является вашими основными конкурентами?

- Основными конкурентами в сегменте керамогранитной продукции всегда выступали производители из Китая, Италии и Испании. Сейчас в связи с ростом курса доллара и евро Китай практически ушел с рынка. Достаточно сильно в качестве просели испанцы. Италия, которая всегда задает моду в трендах, ушла в высокий сегмент.


- Получается, что продукция завода это нечто среднее?

- Все правильно, российские производители представлены в основном в среднем сегменте. Строительный продукт (напольные покрытия) всегда был отечественным. На рынке премиум превалирует Италия и Испания, но и здесь мы стараемся их подвинуть.


- В 2015 году рост курсов иностранных валют спровоцировал резкое повышение цен практически на все. Как изменилась стоимость продукции завода в этом году по сравнению с 2014 годом?

- Рост цен составил порядка 10%. Во многом это обусловлено увеличением стоимости сырья и сопутствующих ингредиентов. Например, в производстве присутствует некоторая доля украинского материала, цены на который зафиксированы в долларах. Также мы покупаем за валюту итальянские пигменты и чернила. Все это накладывает ограничения на конечную стоимость продукта.


- Возможен ли рост цен в 2016 году? В каких пределах?

- Если курс доллара останется в текущем диапазоне, то нет. Все будет зависеть от насыщения рынка. В случае падения доллара есть риск возврата китайских производителей, что вынудит нас снижать цены. Однако ситуация меняется слишком быстро. Сейчас прогнозировать даже на первые месяцы 2016 года достаточно сложно.


- Как изменилась структура потребления продукции завода в 2015 году? Стали ли люди больше экономить?

- Основную долю - 50% - на сегодняшний день занимает розничный продукт эконом, 20-30% приходится на средний и высокий сегмент и еще 20% - стройка. В бюджетном классе есть тенденция к смещению в сторону DIY (самостоятельный ремонт). Почувствовав это, мы приступили к разработке коллекций под конкретные сети. Например, для «Леруа Мерлен» мы выпускаем эксклюзивную линейку товаров.

Но нельзя сказать, что структура потребления кардинально изменилась и люди стали выбирать вместо премиум-класса эконом. В принципе произошло снижение объемов по всем видам продукции. Во многом это связано с сокращением строек. Также многие люди сейчас предпочитают откладывать ремонт в своих квартирах и загородных домах до лучших времен. По нашим оценкам, сокращение рынка по итогам 2015 года составило 10-20%.


- Какие планы у завода по развитию направления производства керамического гранита на 2016 год?

- В 2016 году планируется, что доля ТМ KERRANOVA вырастет еще в 1,5-2 раза по сравнению с 2015 годом. Производство будет загружено на 100%. Основной акцент придется на усиление работы с торговыми сетями в сегменте эконом и расширение точек сбыта. Ставку мы планируем сделать на активное взаимодействие с архитекторами и дизайнерами на этапе проектирования объектов. Важно познакомить потребителей с российским продуктом, рассказывать о его качестве, дизайне, возможностях создания под определенные проекты индивидуальной линейки товара.


По материалам Валерии Комаровой и сайта http://www.63media.ru/